Мотокосы общий обзор
Мотокосы применяются во многих областях, но незаменимы эти аппараты там, где есть неровная поверхность, пространство между деревьями и кустарниками ограничено, работы нужно выполнить вблизи оснований домов, ограждений, столбов. Мотокосы великолепно справляются с кошением сухого кустарника, высокой травы на больших участках, могут быть использованы при заготовке сена. С косметической стрижкой газона они тоже справляются легко. Мощные профессиональные инструменты, оборудованные пильными дисками, предназначаются для прореживания лесных насаждений, пиления тонких деревьев, расчистки от зарослей различных территорий.
В большинстве своем мотокосы имеют несложную конструкцию – двухтактный двигатель, штанга с валом для передачи вращения, режущая гарнитура. В бытовых косах вращение передает гибкий трос, а в мощных профессиональных – стальной, канатный вал. Штанги делятся на два вида: изогнутые, которые можно использовать только с триммерной головкой, и прямые, на которых установлен редуктор, передающий вращение на режущий инструмент. У кос с прямой штангой и наличием редуктора спектр применения еще более широк, т.к. работы можно производить как триммерной головкой, так и металлическим ножом.
Косильная головка представляет собой катушку с полиамидной леской (корд), предназначенную только для кошения травы и молодой растительности. Косить траву вблизи оград, столбов и т.д. позволяет именно корд, которые бывает разных диаметров – от 1,№ мм до 3,3 мм. Чем больше диаметр корда, тем больший спектр задач способна решить коса. Форма сечения корда влияет на производительность косы, она может быть круглой, квадратной, витой и т.д.
Металлический нож (или пильное полотно) в зависимости от количества лопастей и формы зуба может использоваться для кошения сорняков и травы, расчистки от кустарниковых зарослей и пиления тонких деревьев. 2-3-х лопастного ножа достаточно для кошения невысокой травы. Для заготовки сена и кошения высокой травы лучше всего использовать 4-х или 8-лопастной нож, т.к. в этом случае трава при кошении складывается в валок. Для пиления деревьев или срезания кустарников нужно использовать специальные пильные диски.
Кусторезы – мощные косы (от 2 кBт), на них могут быть установлены укороченные, усиленные штанги с дополнительной системой гашения вибрации, а также усиленные редукторы. Кусторезы используют с пильными дисками для пиления небольших в диаметре деревьев. Итак, мотокосы подразделяются на бытовые и профессиональные, с прямой и изогнутой штангой.
При выборе мотокосы важно исходить из поставленных задач. Для скашивания небольших лужаек, краев газона, достаточно приобрести бензотриммер с гибким валом и изогнутой штангой. Такой инструмент обладает небольшим весом (4-5 кг), компактен и предполагает работу только косильной головкой. Выходной вал может устанавливаться либо в шариковые подшипники (такая конструкция более долговечна), либо во втулки; к нему крепится триммерная головка.
Если вы планируете работать на территории в 3-4 сотки и более, целесообразно использовать мотокосу с прямой штангой – они, как правило, имеют редуктор на конце штанги. Это позволяет использовать для данной косы различные виды режущего инструмента, рекомендованного заводом-изготовителем. Редуктор позволяет также снизить неизбежно возникающие в процессе работы нагрузки на ведущий вал штанги.
Мотокосы с прямой штангой имеют в комплекте наплечный ремень, на который коса подвешивается во время работы для равномерного распределения веса инструмента и обеспечения комфорта во время работы.
Бытовые косы, как правило, имеют двигатель мощностью не более 1 кBт. Картер выполняется из композитных материалов (пластика), на него устанавливается собранный единым блоком двигатель. Такие косы рекомендованы к использованию не более 1-2 часов в день, с короткими перерывами в работе.
Профессиональные мотокосы отличаются не только мощностью двигателя, но и его конструкцией. Эта конструкция позволяет решать самые сложные задачи, работать с большими нагрузками продолжительное время. Главное отличие профессионального двигателя мотокосы – наличие металлического картера, который состоит из двух половин с выполненными с большой точностью посадочными местами для опорных подшипников коленчатого вала. Это значительно увеличивает запас прочности двигателя и его моторесурс.
Выбирая мотокосу, важно учитывать следующие параметры:
· Система гашения вибрации. Снижать передачу вибрации с двигателя на штангу может резиновый буфер, мягкие резиновые рукоятки, мягкие поролоновые прокладки на системе наплечных ремней.
· Система легкого запуска. Она значительно облегчает запуск двигателя и уменьшает усилия, которые необходимо приложить оператору для запуска.
Безопасная эксплуатация мотокосы
Прежде чем начинать работу с мотокосой, внимательно изучите инструкции по эксплуатации, в которых производитель дает рекомендации по приготовлению и хранению топливной смеси, правильному запуску и остановке двигателя, безопасным способам работы.
Топливная смесь
Использование качественной топливной смеси – обязательное и важнейшее условие безотказной работы двигателя мотокосы. Октановое число (ОЧ) бензина, рекомендованного для приготовления топливной смеси, должно быть не ниже 90. Использование бензина с более высоким или низким ОЧ приведет к выходу двигателя из строя – в первом случае из-за появления капильного зажигания, во втором – из-за детонации внутри двигателя. Оптимальное ОЧ бензина для топливной смеси – 92.
Вторая составляющая топливной смеси – масло, которое должно обеспечивать качественное смазывание трущихся деталей двигателя, сгорать практически без остатка, отводя от двигателя излишнее тепло. Только специально масло, рекомендованное заводом-производителем, отвечает этим требованиям, поэтому нельзя заменять его никаким другим.
Приготавливая топливную смесь, строго соблюдайте пропорции бензина и масла – 1 к 50 (на 5 литров бензина 100 мл масла). Изменение пропорции может привести к тепловому разрушению поршня, цилиндра, абразивным процессам, повышенному нагарообразованию. Если в инструкции к мотокосе не указаны пропорции для приготовления топливной смеси, используйте рекомендации производителя масла.
Готовить смесь можно исключительно в емкостях, стойких к воздействию масла и бензина, нельзя использовать емкости, изготовленные из пищевого пластика. Перед каждой заправкой топливную смесь нужно тщательно взбалтывать, а при любых изменениях ее цвета, консистенции, появлении осадка, эту смесь нельзя использовать для заправки. Общее правило хранения топливных смесей: не более 1,5-2 месяцев в специальной емкости.
Важно! Если вы используете неправильно приготовленную, хранившуюся в несоответствующих условиях топливную смесь, и это приведет к поломке мотокосы, производитель откажет вам в гарантийном ремонте.
Запуск двигателя мотокосы, ввод в эксплуатацию
Не рекомендуется использовать косу для продолжительных, объемных работ в первые 2-3 заправки двигателя, т.к. максимальной мощности двигатель достигнет после выработки 8-10 полных заправок бака. Оптимальным является цикличный режим работы, подразумевающий холостой ход в течение 3-5 секунд после каждых 2-3 минут кошения.
Важно! Эксплуатация косы на максимальных оборотах без нагрузки в течение долгого времени чревата превышением рабочей температуры двигателя и выходу его из строя.
Запуск холодного двигателя
- заполнить бак свежей топливной смесью;
- нажать на кнопку подкачки топлива (при ее наличии) несколько раз до появления топлива;
- установить выключатель в положение «Bкл.»;
- закрыть воздушную заслонку;
- Потянуть за ручку стартера, пока не почувствуете сопротивление («свободный ход» стартера), затем сделайте резкий рывок за ручку – повторяйте действия до первого «хлопка» в глушителе;
- открыть воздушную заслонку;
- резко дернуть один-два раза за ручку стартера, не забывая выбирать свободный ход стартера.
Важно! Если двигатель прогрет, при его запуске не закрывайте воздушную заслонку, это может привести к тому, что свечу зажигания зальет бензином.
Если это произошло, выполните следующие действия:
- переведите выключатель зажигания в положение «Bыкл.»;
- свечу зажигания выверните и и просушите;
- косу переверните свечным отверстием вниз; нажмите на курок газа полностью и протяните за ручку стартера несколько раз для удаления из цилиндра лишнего топлива;
- установите свечу обратно на место;
- повторите запуск двигателя, не закрывая воздушную заслонку.
При запуске двигателя с облегченным стартом (ES) достаточно сильно, но плавно потянуть за ручку стартера после того, как выберете свободный ход шнура стартера. При запуске двигателя с легким стартом (I-старт) достаточно вытянуть шнур легким движением 4-5 раз на 20-30 см.
Прежде чем начинать работу наденьте навесные ремни и подвесьте косу с незаведенным двигателем. Это позволит вам спокойно отрегулировать ремни и положение режущей гарнитуры – нож должен вращаться параллельно земле. Все рекомендации по уходу за мотокосой выполняйте согласно инструкции. Регулярно проверяйте состояние воздушного и топливного фильтров перед началом работы.
При скашивании мягкой и высокой растительности внимательно следите, чтобы на косильную головку (нож) не наматывалась скошенная трава. Это не только затрудняет вращение вала, но и увеличивает нагрузку на двигатель. Очень важно следить за чистотой режущей гарнитуры во время работы и после нее. Произвести очистку ножа от свежескошенной травы значительно легче, чем от высохшей.
Заточку ножа мотокосы важно производить по всем режущим кромкам. Работая косильной головкой, следите за длиной рабочего участка корда – от этого зависит эффективность работы. При слишком длинном и слишком коротком корде нагрузки на двигатель значительно возрастают при низкой производительности кошения, это может привести к выходу двигателя из строя. Остро заточенный нож крепится с внутренней стороны защитного кожуха – это ограничивает длину рабочего участка. Работать косой в отсутствии защитного кожуха запрещено!
Остановка двигателя и хранение бензокосы
Прежде чем заглушить двигатель, дайте ему поработать в режиме холостого хода 10-15 секунд (особенно в жаркую погоду), затем заглушите двигатель, передвинув выключатель в положение «Выкл.».
Если в работе косы намечается перерыв более 30 дней, ее нужно подготовить:
- слить из топливного бака остатки топлива;
- завести двигатель – остатки топлива удалятся из карбюратора и топливных шлангов;
- выкрутить свечу зажигания;
- залить 1 чайную ложку чистого масла в камеру сгорания, медленно потянуть шнур стартера, чтобы внутренние поверхности цилиндра покрылись маслом;
- установить свечу зажигания.
Хранить мотокосу следует в сухом месте без резких температурных перепадов.