Как выбрать бензопилу?

Как выбрать бензопилу?

Как выбрать бензопилу?

С точки зрения конструкци все бензопилы выполняются одинаково – на пластиковый либо металлический картер устанавливаются основные элементы и узлы агрегата, система гашения вибрации, цилиндро-поршневая группа, пильная гарнитура, органы управления.

Условно бензопилы можно разделить на несколько классов, различая область их применения и схему компоновки двигателя.

Пилы для бытового применения – компактные и легкие, с двигателем небольшой мощности (до 2 кBт). Используются для заготовки дров, ухода за садом, несложных строительных работ в маленьких объемах, на интенсивные нагрузки не рассчитаны. Картер у таких пил, как правило, выполнен из пластика (композитных материалов), а двигатель сначала собирается единым блоком, затем устанавливается на картер.

Универсальные пилы (фермерские) используются в сельском хозяйстве, деревянном строительстве, коммунальной сфере. Мощность двигателя 2-3 кBт. Инструменты этого класса позволяют выполнять любые работы – заготовку дров, уход за насаждениями, строительство. На выполненный из пластика или металла картер устанавливается предварительно собранный единым блоком двигатель.

Профессиональные пилы используются в лесном хозяйстве, мощность двигателя превышает 3 кBт. Востребованы у профессиональных пользователей, для лесозаготовительных работ подходят идеально, позволяют решать самые сложные задачи и рассчитаны на экстремальные нагрузки. Как правило, металлический картер этих пил состоит из двух половинок. Опорные подшипники коленного вала имеют жесткую фиксацию и запрессованы в специальные посадочные места в картере с большой точностью. Запас прочности и моторесурс двигателя увеличивает конструкция, в которой цилиндр устанавливается с большой точностью в свое посадочное место через прокладку.

Пилы для особых условий работы отличаются горизонтальным расположением двигателя, что позволяет сделать инструмент компактным. Рабочая рукоятка с органами управления располагается сверху – при необходимости это позволяет пользователю работать одной рукой. Такие пилы применяются для работы в ограниченном пространстве, например, обрезая сучья на растущем дереве.

Все бензопилы имеют двухтактный одноцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением. Главное преимущество такого двигателя перед четырехтактным – это увеличенная на 70% мощность при тех же характеристиках размера цилиндра и оборотов коленчатого вала, а также простота конструкции. На рабочую поверхность стенок цилиндра наносится специальное износостойкое покрытие, которое увеличивает моторесурс (никосил, Al-Fed, хром).

Антивибрационная система. Для человека длительная работа с сильно вибрирующим инструментом может привести к заболеванию суставов рук. Для снижения уровня вредной вибрационной нагрузки на бензопиле должна быть эффективная антивибрационная система. Как правило, на пилах устанавливаются резиновые амортизаторы или металлические пружины, которые располагаются между картером и рукоятками пилы. Дополнительно на пилах средней и высокой мощности реализуется принцип разделения двух масс – двигатель отделяется от рукояток и топливного бака. Это позволяет улучшить балансировку пилы, снизить вибрацию и повысить удобство в работе.

Система облегченного запуска. Компрессия двигателя бензопилы высока, поэтому детали ручного стартера испытывают при запуске сильные нагрузки, а в некоторых случаях может возникнуть эффект обратного удара, приводящий к поломке стартера или травме пользователя. На современных бензопилах одновременно применяются два способа исключения обратного эффекта при запуске: уменьшение компрессии при запуске и изменение конструкции стартера. Первая мера включает в себя установку декомпрессионного клапана, а вторая – во включении дополнительных элементов, облегчающих запуск и снимающих нагрузку с деталей стартера, в его конструкцию.

Система легкого старта (ЕS) – в конструкцию добавляется спиральная вторая пружина. Оператор, который вытягивает шнур стартера, одновременно взводит эту дополнительную пружину. Достигая определенного усилия, дополнительная пружина раскручивает коленвал. Эта конструкция помогает исключить эффект обратного удара, снять нагрузку с деталей стартера, уменьшить усилия, прилагаемые оператором при запуске.

Система безопасности. Отскок во время пиления – один из самых опасных моментов в работе бензопилой. Происходит он, как правило, по траектории вверх и назад. Контакт движущейся цепи с каким-либо предметом в области ведомой звездочки шины является причиной отскока. В результате пилу отбрасывает вверх и назад на оператора. Такая реакция пилы способна привести к потере контроля и нанести серьезные травмы. Поэтому обязательно нужно изучить безопасные способы работы до начала эксплуатации пилы и не работать концом шины, если вы не имеете опыта обращения с пилой.

Все современные бензопилы имеют механический инерционный тормоз цепи, практически мгновенно останавливающий цепь в случае отскока, что сводит риск получения травмы к минимуму. Он устанавливается или в крышку шины, или к картер двигателя. Во время работы следует использовать индивидуальные средства защиты: очки, каску, специальную защитную одежду, перчатки.

Система очистки воздуха. Воздух, который используется для приготовления топливной смеси, обязательно должен быть предварительно очищен. Ключевой элемент системы очистки воздуха – воздушный фильтр. Если он загрязнен, то пропускает гораздо меньше воздуха, из-за чего топливная смесь обогащается, обороты и мощность двигателя падают, а расход топлива увеличивается. Это может привести к перегреву двигателя, быстрому износу поршня и поршневых колец, цилиндра. Контролируйте техническое состояние фильтра и проводите регулярное техническое обслуживание пилы. Воздушные фильтры изготавливают из бумаги, фетра, нейлона или поролона. Продлить срок службы фильтра и увеличить время работы между техническим обслуживанием помогают системы предварительной очистки воздуха: центробежную, аэродинамическую и др.

Система смазки цепи. Сильное трение, возникающее при движении цепи по шине, приводит к повышению температуры и может вызывать повышенный износ шины и цепи. Снизить трение и увеличить срок службы пильной гарнитуры помогает принудительная смазка шины и цепи. Маслонасос подает масло через отверстие в паз шины, откуда его забирает ведущее звено цепи и разносит по шине. Шарниры звеньев цепи и рабочая поверхность шины оказываются смазанными. Привод маслонасоса может осуществляться либо от барабана сцепления, либо непосредственно от коленвала. Маслонасосы бывают разборные и неразборные, пластиковые или металлические, не регулируемые и с регулируемой подачей масла.  

Безопасная эксплуатация бензопилы

Прежде, чем начинать работу с бензопилой, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по ее эксплуатации, особое внимание уделив разделам, касающимся запуска и остановки двигателя, хранения топливной смеси, безопасных способов работы.

Топливная смесь

Использование качественной топливной смеси – одно из важнейших условий нормальной работы вашей бензопилы. Производитель рекомендует использовать неэтилированный бензин с ОЧ (октановым числом) не менее 90 для приготовления топливной смеси. Используя бензин с ОЧ ниже 90, вы рискуете вывести двигатель из строя, а бензин с высоким ОЧ может привести к появлению капильного зажигания и также выходу из строя. Оптимальное ОЧ бензина – 92.

Функция масла в топливной смеси – обеспечивать трущимся деталям двигателя качественное смазывание, отводить от двигателя лишнее тепло и сгорать практически без остатка, образуя минимальное количество нагара внутри двигателя. Отвечает всем этим требованиям только специальное масло, предназначенное для двухтактных скоростных двигателей с воздушным охлаждением, поэтому использовать для приготовления топливной смеси можно только то масло, которое рекомендовано производителем пилы. Запрещается использовать масло, предназначенное для четырехтактных двигателей и двухтактных двигателей с водяным охлаждением.

Необходимо строго соблюдать пропорции бензина и масла при приготовлении топливной смеси, обычно соотношение равно 1:50 – 100 мл масла на 5 л бензина. Уменьшенная доля масла в смеси приводит к тепловому разрушению поршня и цилиндра, а увеличенная – к повышенному образованию нагара, абразивному износу поршня и цилиндра. Если в инструкции к инструменту отсутствует информация о соотношении бензина и масла, пользуйтесь рекомендациями производителя масла.

  • Используйте только специально предназначенные для этого емкости для приготовления топливной смеси
  • Тщательно взбалтывайте топливную смесь в емкости перед каждой заправкой
  • Не храните топливную смесь дольше 1,5-2 месяцев. Лучше всего готовить ее в том количестве, которое необходимо для выполнения заданного объема работ
  • Не используйте смесь, которая изменила цвет, расслаивается или если в ней появился мутный осадок
  • Использование бензина с несоответствующим ОЧ, чистого бензина, неправильно приготовленной топливной смеси ведет к выходу двигателя из строя и нарушает условия гарантийного обслуживания

Обслуживание и смазка пильной цепи и направляющей шины

При работе бензопилы топливо и масло для смазки заканчиваются практически одновременно – это следствие того, что объемы топливного и масляного бака рассчитаны специальным образом. Поэтому следует всегда проверять наличие масла в баке при заправке пилы топливом. Масло для смазки цепи должно быть:

- чистым

- с хорошими сцепляющими свойствами при нагреве цепи и шины

- с соответствующей вязкостью

Специальные масла, рекомендованные производителем пилы, полностью соответствуют этим требованиям, а также не загрязняют окружающую среду и разлагаются без остатка.

Внимание! Работать с пустым масляным баком, использовать отработанное масло для смазки шины и цепи, а также жидкие масла категорически запрещается.

Перед началом и всякий раз после заправки баков маслом и топливом необходимо производить проверку подачи масла на цепь. Для этого работающая пила располагается на расстоянии 10-15 см над ровной чистой поверхностью с небольшим наклоном вперед. Нажав на курок газа дайте пиле поработать на максимальных оборотах 5-7 секунд – вы должны увидеть четкий масляный след под шиной. Кроме того, ежедневно до начала работы смазывайте ведомую звездочку шины с помощью экспресс-масленки специальной консистентной смазкой. На конце шины для этого есть технологическое отверстие.

Правило рентабельной эксплуатации пилы звучит следующим образом: на одну шину нужно расходовать две цепные звездочки и четыре пильные цепи. Для того чтобы цепная звездочка и цепи изнашивались равномерно, логично использовать попеременно две пильные цепи на одной звездочке. Устанавливать на изношенную звездочку новую цепь не рекомендуется – это приведет к ускоренному изнашиванию ведущих звеньев. Для равномерного износа шины рекомендуется переворачивать ее в процессе эксплуатации.

Устанавливая шину, следите за попаданием натяжителя цепи в технологическое отверстие в шине. Установив цепь на шину, проверьте натяжение цепи – она должна плотно прилегать к шине по всей длине, вытягиваться из направляющего паза сверху на середине шины на 5-6 мм, и при этом должна протягиваться рукой по шине свободно.

Внимание!

- Если чрезмерно затянуть гайки, это повредит резьбу шпильки крепления шины или приведет к ее вытягиванию из посадочного места в картере двигателя.

- Выполнять работы по установке и натяжке цепи нужно в защитных перчатках, пи выключенном тормозе цепи и заглушенном двигателе. 

- Прежде чем регулировать натяжение цепи, обязательно ослабьте гайки крепления крышки шины. Иначе вы рискуете повредить крышку, а также механизм натяжения цепи.

Окончив работу, ослабьте цепь, так как она укорачивается, остывая. Чем длиннее шина, тем значительнее статические нагрузки на цепь, звездочку, шпильки крепления шины, сцепление. При укорачивании цепи может произойти ее вытягивание или разрыв, будут повреждены шпильки и детали сцепления.

Во время работы цепь обязательно должна быть острой и правильно заточенной. Оценить степень остроты цепи можно по характеру опилок: если они вылетают в виде хлопьев, цепь острая, а если опилки мелкие или в виде пыли – тупая. Пилить тупой или неправильно заточенной цепью нельзя – это приводит к увеличению нагрузки на двигатель, нарушению его теплового баланса, перегреву и выходу двигателя из строя.

Ввод пилы в эксплуатацию

Запуск двигателя

Нет нужды дополнительно обкатывать двигатель современных бензопил, особенно на холостом ходу. Не рекомендуется при первых 2-3 заправках двигателя использовать пилу для больших объемов работ. Когда 8-10 полных заправок бака выработаны, двигатель достигает своей максимальной мощности. Рекомендуется использовать при работе цикличный режим: 1-1,5 минуты пиления, затем холостой ход в течение 3-5 секунд.

Внимание! Эксплуатировать пилу продолжительное время на максимальных оборотах с минимальной нагрузкой или без нее запрещается. Это приводит к перегреву двигателя и его выходу из строя.

Прежде чем запускать двигатель, нужно:

1. Заполнить бак свежеприготовленной топливной смесью.

2. Заполнить масляный бак соответствующим маслом для смазки цепи.

3. Проверить натяжение цепи.

4. Убедиться, что тормоз цепи включен.

Алгоритм запуска холодного двигателя (простой стартер):

1. Нажать на кнопку подкачки топлива (при ее наличии) 5-6 раз, пока топливо не появится.

2. Установить выключатель в положение «Bкл».

3. Закрыть воздушную заслонку – вытянуть рычаг воздушной заслонки назад до упора.

4. Выбрать свободный ход шнура стартера – потянуть за его ручку до тех пор, пока не почувствуется сопротивление, затем произвести резкий рывок за ручку. Повторить эти действия до первого хлопка в глушитель.

5. После первого хлопка открыть воздушную заслонку – задвинуть рычаг управления заслонкой до упора.

6. Резко дернуть за ручку стартера 1-2 раза, не забывая выбирать свободный ход стартера. Должен завестись двигатель.

7.  Нажать и отпустить курок газа – двигатель перейдет в режим холостого хода.

Внимание!

  • После запуска двигателя немедленно нужно установить тормоз цепи в позицию «расторможен» или «выключен».
  • Никогда не вытягивайте шнур стартера до конца при запуске двигателя, есть опасность разрыва шнура.
  • Никогда не отпускайте ручку стартера при запуске в верхнем положении, есть опасность поломки стартера.
  • При запуске прогретого двигателя воздушную заслонку нельзя закрывать, иначе свечу зажигания зальет бензином.

Если свечу залило бензином, необходимо выполнить следующие действия:

1. Выключатель зажигания установить в положение «Bкл».

2. Вывернуть свечу зажигания и просушить ее.

3. Перевернуть пилу вниз свечным отверстием, и, полностью нажав на курок газа, несколько раз протянуть пусковое устройство для удаления из цилиндра лишнего топлива.

4. Установить свечу на место.

5. Повторить процедуру запуска, не закрывая воздушную заслонку.

Остановка двигателя

Прежде чем заглушить двигатель, переведите его в режим холостого хода и пусть поработает 10-15 секунд (особенно в жаркую погоду), затем заглушите двигатель. Мгновенное останавливая двигатель без работы на холостом ходу, вы рискуете перегреть двигатель, что приведет к выходу его из строя.

Хранение пилы

Если перерыв в работе пилы составляет больше 30 дней, необходимо:

1. Слить остатки топлива из топливного бака.

2. Завести двигатель для удаления остатков топлива из топливных шлангов и карбюратора.

3. Выкрутить свечу зажигания. Этого нельзя делать, пока двигатель полностью не остынет – опасность повредить резьбовую часть свечного отверстия цилиндра.

4. Для двухтактных двигателей: залить 1 чайную ложку чистого масла в камеру сгорания. Медленно потянуть шнур стартера, дабы покрыть маслом все внутренние поверхности цилиндра.

5. Установить свечу зажигания.

Шину рекомендуется смазать густой смазкой, а цепь погрузить в емкость с маслом. Пилу следует хранить в сухом месте без резких температурных перепадов.